Главная / Формы обучения

Формы обучения

Организационно-правовая форма: бюджетное учреждения Тип Учреждения: Дошкольная образовательная организация.

Формы организации и нормативные сроки в МБДОУ ЦРР «Радуга»

 

 О формах обучения:

Обучение в нашем МБДОУ осуществляется в очной форме, в режиме сокращенного дня (с 10, 5 часовым пребыванием воспитанников)

Преобладают индивидуально-подгрупповые формы работы с детьми.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по основной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и в нашем учреждении определяется как личностно-ориентированные.

Форма обучения: дневная. Обучение в нашем  осуществляется в очной форме, в режиме сокращенного дня (с 10, 5 часовым пребыванием воспитанников)

Срок освоения образовательной программы дошкольного образования (продолжительность обучения) составляет 5 календарных лет.

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу воспитанников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности воспитанников,
  • месту проведения форм обучения.

В МБДОУ ЦРР «Радуга» используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства).

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная        форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада в игровой форме. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Непосредственно образовательная деятельность организуется с воспитанниками по всем образовательным областям  воспитательно-образовательной работы: познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию.

При проведении непосредственно образовательной деятельности  применяется практическая реализация системы  дидактического принципа деятельностного метода,  инструментально обеспечивается  технологией «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, Е.Ю. Протасова, А.И. Буренина). Технология деятельностного  метода «Ситуация»предлагает   вместо занятий развивающие ситуации. Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.        Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов, шагов: введение в ситуацию, актуализация, затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания, способа действия, включение нового знания, способа действия в систему знаний и умений ребенка, осмысление (итог).

1) Введение в игровую ситуацию (на этом этапе вызываем интерес у детей к совместной деятельности, мотивируем эту деятельность «А зачем мы это делаем?»)

2) Актуализация знаний (на этом этапе актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага)

3) Затруднение в  игровой ситуации (фиксация затруднения «Смогли? (нет), Почему не смогли?»)

4) Открытие детьми «нового» знания («побуждающий диалог» «что нужно сделать, если ты не знаешь?» Ответы детей: «придумаю сам; спрошу у того, кто знает; у книги»)

5) Включение новых знаний в систему знаний ребенка и повторение (упражнения)

6) Итог («Кому помогли?; Чем занимались?; Где были?»)

Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь,  как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков и обобщения. Педагог  подводит детей к открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

 

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

        непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

        ­педагог, постоянно следит за правильностью позы ребенка;

        ­не допускать переутомления детей;

         предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

        ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

        ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

        ­определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

        ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

        ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

        использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

        ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

        иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

        четко определить цель и дидактические задачи НОД;

        грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

        поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД, не используя классно-урочную технологию;

  • образовательные ситуации проводить с использованием игровых методов и приемов в непосредственной форме.

        НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

         организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Дидактическая задача

  1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
  2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
  3. Занятия творческого применения знаний и умений;
  4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения)

  1. Классические занятия по разделам обучения;
  2. Интегрированные (включающие содержание  из нескольких разделов обучения).

 

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

        прогулка, которая состоит из:

— наблюдений за природой, окружающей жизнью;

— подвижных игр;

— труда в природе и на участке;

— самостоятельной игровой деятельности;

  экскурсии;

  игры:

— сюжетно-ролевые;

— дидактические игры;

— игры-драматизации;

— спортивные игры;

  дежурство детей по столовой, на занятиях

  труд:

— коллективный;

— хозяйственно-бытовой;

— труд в уголке природы;

— художественный труд;

  развлечения, праздники;

  экспериментирование;

  проектная деятельность;

  чтение художественной литературы;

  беседы;

  показ кукольного театра;

  вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

        предметно-игровая,

        трудовая,

        спортивная,

        продуктивная,

        общение,

        сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

 

Методы и приемы организации обучения

 

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

О нормативных сроках обучения 

Срок освоения ООП ДОУ составляет   5 лет (в соответствии с Уставом ДОУ)

1-й год обучения — дети 3-го года жизни (с 1,6 до 3 лет)

2-й год обучения — дети 4-го года жизни (с 3 до 4 лет)

3-й год обучения — дети 5-го года жизни (с 4-до 5 лет)

4-й год обучения — дети 6-го года жизни (с 5 до 6 лет)

5- й год обучения — дети 7-го года жизни (с 6 до 7 лет)