Главная / Сведения об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

  • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
  • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.

Ограниченные возможности здоровья

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.

Методы обучения детей с ОВЗ

Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

  • метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
  • индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
  • дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
  • интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
  • сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».

    Алгоритм

    сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении

    1. Первый шаг. Работа по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами в области инклюзии. Основными документами выступает Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт), в котором регулируются права детей с ОВЗ на этапе получения ими дошкольного образования, прописаны положения, определяющие обучение детей с ОВЗ, условия для освоения программ детьми с ОВЗ. Особого внимания требует пункт 3.2.7. Стандарта, предписывающий при создании условий для работы с детьми-инвалидами учитывать индивидуальную программу реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА). Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы и обязательна для исполнения всеми органами и организациями. Во всех вышеперечисленных документах организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Деятельность ПМПК регламентируется приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

    2. Второй шаг. Для обеспечения процесса инклюзии, кроме нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, необходимо на уровне дошкольной образовательной организации разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ. Необходимо внести соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, коллективный договор (разделы оплаты труда, учета рабочего времени), должностные инструкции, инструкции по технике безопасности (порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, как действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и др. локальные акты.

    3. Третий шаг. Анализ и уточнение психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации рекомендаций ПМПК детям с ОВЗ. В случае отсутствия у детей с ОВЗ рекомендаций ПМПК необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) детей обеспечить комплексное обследование ребенка ПМПК (центральной или территориальной).

    4. Четвертый шаг. Обследование детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проведение по результатам обследования заседания ПМПк образовательного учреждения, на котором выступают специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) с результатами обследования ребенка, а также воспитатель с результатами своих наблюдений за ребенком.

    5. Пятый шаг. Составление адаптированной образовательной программы (далее- АОП) на основе рекомендаций ПМПК, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка. Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, но в случае его предъявления в дошкольную образовательную организацию является обязательным для исполнения ею. Необходимо внимательно изучить заключение ПМПК, учитывая, что не все дети-инвалиды нуждаются в АОП. АОП разрабатывается, если в заключении ПМПК рекомендовано обучение ребенка по адаптированной образовательной программе, то есть, если он не осваивает программу без специально созданных условий. Кроме того, в заключении точно указывается тип нозологии (определенное нарушение здоровья), под которую разрабатывается АОП. Например, обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями слуха. В разработке АОП принимают участие воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, при необходимости инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и др. специалисты, предоставляя свои адаптированные разделы программы.

    В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает пользоваться проектами программ в качестве примеров при конструировании АООП дошкольными образовательными организациям (разработки Научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи – АНО НМЦ «СУВАГ»)

    6. Шестой шаг. Мониторинг развития ребенка проводится каждые три месяца (динамика развития). Пересмотр и совершенствование адаптированной программы. Если есть положительная динамика, ПМПк образовательного учреждения может принимать решение о внесении изменений в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, например, перевести его из группы компенсирующей направленности в группу комбинированной направленности. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) обеспечить комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций и определения новых специальных условий.

    Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ

    с учётом требований ФГОС

    С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

    Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

    И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.

    В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

    Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

    Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    — формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

    — обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

    — побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    — установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    — использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    — разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    — использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

    Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

    При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

    а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

    б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

    в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

    г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

    При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

    Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

    1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

    2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

    3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.

    4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

    Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов В МБДОУ ЦРР «Радуга» организована группа кратковременного пребывания  «Особенный ребенок» компенсирующей в которой обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы. Контингент воспитанников составляет 5 детей, из них:

    • два ребенка с аутизмом
    • один с синдромом Дауна
    • 1 с нарушением интеллекта и речи
    • 1 ребенок с нарушением речи

    Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания определяется обра­зовательной программой МБДОУ, включает гибкое содержание и педа­гогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка, предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей. Режим и посещение группы детьми определяется исходя от :

    • состояния ребенка;
    • адаптационного периода;
    • возраста ребенка;
    • потребностей семьи;
    • оздоровительных процедур
    • во внешних организациях и др.

    Продолжительность индивидуальных занятий с ребенком у каждого специалиста варьируется от 20 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости т. д.)

    Время активной фазы занятий рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.

    3049-13 . Основная организационная форма работы с детьми — индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребёнка) в игровой форме.  Для каждого ребёнка составляется индивидуальный режим. Расписание занятий  составляется с учётом пожелания родителей, обеспечивая при этом необходимые условия для работы персонала МБДОУ. Максимальное количество времени отводится на коррекционно-развивающие занятия педагога – психолога, учителя – логопеда.  В конце каждого учебного года  психолого – медико — педагогическая комиссия по результатам обследования воспитанников группы даёт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка.

    Группа кратковременного пребывания функционирует с  организацией двухразового питания при длительности пребывания ребенка в группе 4 часа.

    Режим работы группы: с 08 до 12.00.

  •  Примерное планирование общего режима дня группы с учётом детей с ОВЗ и детей-инвалидовна холодный период года
    Утренний прием 08.00.-08.15 Взаимодействие с родителями. Индивидуальные беседы с  родителями.  Игровая деятельность по интересам детей. Выполнение индивидуальных рекомендаций по коррекции нарушений. Индивидуальные занятия со специалистами.
    Утренняя гимнастика 8.15-8.20 Утренняя гимнастика (совместно с родителями по желанию)
    Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.40 Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков, формирование  навыка  приёма пищи.
    Подготовка к организованной образовательной деятельности. 8.40-9.00 Свободная деятельность (игры, рассматривание книг художественных  произведений, беседы, индивидуальная работа). Формирование мотивации к  игровой деятельности.
    Организованные виды детской деятельности 9.00-10.20 Непосредственно образовательная деятельность со специалистами и помощником воспитателя  (совместная деятельность педагогов, детей и родителей): индивидуальное занятие, подгрупповое занятие, ЛФК.
    Витаминизация 10.20-10.30. Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков, навыка  приёма пищи.
    Подготовка к прогулке. Прогулка..

    Возвращение детей домой

    10.30-12.00. Закрепление навыков одевания, раздевания с помощником воспитателя. Самостоятельная игровая деятельность,  общение.

    Свободная деятельность (игры, рассматривание книг художественных  произведений, беседы, индивидуальная работа). Общение, консультирование родителей специалистами. Уход детей домой.

    11.30-12.00

     

     

     

    Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ЦРР «Радуга»

     Обеспечение доступа в здания образовательной организации  МБДОУ ЦРР «Радуга» п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса РС(Я) детей-инвалидов и всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

     

    • Разработан «Паспорт доступности МБДОУ ЦРР «Радуга» с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    • ТерриторияМБДОУ частично  асфальтирована, имеет твердое покрытие.
    • На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова.

    Входные групп оборудованы входных групп пандусами. Конструктивные особенности здания  не предусматривают наличие подъемников (подъемные  платформы отсутствуют).

    • Выделена стоянка  для автотранспортных средств инвалидов.
    • Назначен дежурный администратор по приему граждан и детей с ОВЗ.
    • Организован свободный выход и вход в помещения МБДОУ.
    • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
    • Помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации и на прилегающей территории.
    • Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица (дежурного администратора)
    • Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность:

    -учитель- логопед, дефектолог-1

    -педагог-психолог-1,

    -инструктор по гигиене-2

    -воспитатель коррекционной группы-1

    -педагог дополнительного образования-1

    -руководитель физвоспитания-1

    -музыкальный руководитель-1

    • Для организации занятий с  детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеется оборудованные кабинеты: логопедический и психологический, сенсорного развития.
    • Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе   адаптированной основной образовательной программы для детей по показаниям здоровья, ОВЗ.
    • В МБДОУ функционирует  психолого — медико — педагогический консилиум (ПМПк). Службой ПМПк  обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.

    Целью  ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ПМПк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.

    • Службой ПМПк  обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
    • В МБДОУ создана без барьерная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для прохождения социализации и адаптации в детской среде.
    • Наличие возможности МБДОУ предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому.
    • Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
     N

    п/п

     Основные структурно-функциональные зоны адаптировано/
    не адаптировано
    Состояние доступности, в

    том числе для основных

    категорий инвалидов*

     

    1 Территория, прилегающая к зданию (участок) адаптировано ДП-И (О, Г, У)
    2 Вход (входы) в здание адаптировано ДП-И (О, С, Г, У)
    3 Путь (пути) движения внутри здания        (в т.ч. пути эвакуации) адаптировано ДП-И (О, С, Г, У)
    4 Зона целевого назначения здания            (целевого посещения объекта) адаптировано ДП-И (О, С, Г, У)
    5 Санитарно-гигиенические помещения адаптировано ДУ
    6 Система информации и связи (на всех зонах) не адаптировано ДУ
    7 Пути движения к объекту

    (от остановки транспорта)

    не адаптировано ДУ

    *Указывается: ДП-В — доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) —  доступно  полностью  избирательно  (указать категории инвалидов); ДЧ-В — доступно  частично  всем;  ДЧ-И  (К,  О,  С,  Г,  У)  —  доступно  частично избирательно  (указать  категории  инвалидов); ДУ — доступно условно, ВНД — временно недоступно.

    К – это колясочники, то есть инвалиды, которым иногда или всегда требуются кресла для передвижения.

    О – опорники. Это те, кто не используют коляски в качестве средства передвижения, однако, имеют выраженные проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

    С – слепые. Проблемы со зрением, мешающие нормальной жизнедеятельности.

    Г – глухие, кто имеет какие-либо проблемы со слухом, подходящие под статус инвалидности.

    У – умственно-неполноценные, обладающие каким-либо расстройством умственного развития.

     

    Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    В МБДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    -Здание организации оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой». В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения.

    Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи  функционирует медицинский кабинет, оснащенный  в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока. Первую медицинскую помощь оказывают сотрудники организации, инструктора по гигиене.

    Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

    Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется  врачом-педиатром поселковой поликлиники,  которая осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.

    Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. В штате учреждения медицинского работника нет.

    Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиями: ингаляторами, лампа «Соллюкс», массажерами , динамометром, весами медицинскими; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха, аэрофитоионизатор.

    В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

    • проведение профилактических осмотров;
    • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
    • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
    • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
    • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
    • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

    Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»),  Санитарно-эпидемилогическими требованиями  к условиям и организации обучения  и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  основным общеобразовательным программам для обучающих с ограниченными  возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15

    Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

    В Учреждении имеются музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

    Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

    • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
    • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

    В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

    Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.  В штате учреждения медицинского работника нет.

    В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе

    В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей: ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости.

    Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой МБДОУ:

    — профилактический осмотр детей;

    — педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива;

    — контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм;

    — работу по профилактике детского травматизма

     

    Условия питания воспитанников обучающихся,

    в том числе инвалидов и лицами с ограниченными  возможностями здоровья.

    Питание  – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

    В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.  МБДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание при 10,5-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по показаниям физического здоровья детей.

     Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

    Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ ЦРР «Радуга»  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные  доски,  документ-камеры.

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

    Информационная база  дошкольной организации  оснащена:

    -Выходом в Интернет;

    -Электронной почтой (douraduga84@mail.ru);

    -Функционирует официальный сайт учреждения.(http://црр-радуга.рф)

     

    Электронные образовательные ресурсы,

    к которым обеспечивается доступ воспитанников,

    в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

    Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматриваются.

    Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих

    Электронные ресурсы предназначаются родителям (законным представителям) воспитанников, педагогам. Это:

    1. ru – социальная сеть дошкольного образования
      http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html
    2. Всё для детского сада. Консультации для воспитателей.
      moi-detsad.ru
    3. Подшивка за все года — Журнал «Дошкольное образование»
      1september.ru
    4. Журнал «Дошкольное воспитание»
      http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education
    5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
      http://e.stvospitatel.ru
    6. Работа с родителями в детском саду (ДОУ)
      http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm
    7. Наглядное пособие для занятий в детском саду
      detsadd.narod.ru/index_9.html
    8. Социально-педагогический портал Дошкольники
      ru
    9. Детский портал «Солнышко». Для детей, родителей, педагогов
      solnet.ee
    10. Детский сайт «Ребзики» — волшебные раскраски, детские пазлы
      ru
    11. Каталог детских сайтов
      http://ladushki.info/catalog.htm
    12. Детский развлекательно-развивающий сайт Кошки-Мышки
      koshki-mishki.ru
    13. Каталог детских сайтов | Детская медицина | Детские писатели
      detskiy-mir.net/catalog/1/
    14. Ссылки на оффициальные сайты  и информационно- образовательные ресурсы http://42.dou-nn.ru/IOR.html
    15. «РазИгрушки»сайт для детей и их родителей,  которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
    16. «Baby news» — огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
    17. «Раскраски»—  раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
    18. «Оригами — Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
    19. «Умка — Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и многое другое! 
    20. «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
    21. «Обучалки и развивалки для детей»их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры …)
    22. Сайт МУЛЬТИ-РОССИЯ
    23. Детский портал «Теремок» 
    24. Детский портал «Почемучка» 
    25. Детский портал «Клепа» 

     Интернет ресурсы для инвалидов:

    • Ссылки на официальные сайты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской федерации в сети «Интернет»:
    • gov.ru— официальный сайт Минобрнауки России
    • gov-murman.ru— сайт Министерства образования и науки Мурманской области
    • ru— федеральный портал «Российское образование»
    • edu.ru— информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
    • school-collection.edu.ru— единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • edu.ru— федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • http://zhit-vmeste.ru— Федеральный портал государственной программы РФ «Доступная среда» «Жить вместе»
    • http://www.ed.gov.ru/Сайт Министерства образования РФ
      edu.ru — единое окно доступа к информационным ресурсам
    • fgos-ovz.herzen.spb.ru— ФГОС обучающихся с ОВЗ

    Ссылки на официальные сайты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской федерации в сети «Интернет»:

    mon.gov.ru — официальный сайт Минобрнауки России

    minobr.gov-murman.ru — сайт Министерства образования и науки Мурманской области

    edu.ru — федеральный портал «Российское образование»

    window.edu.ru — информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

    school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    fcior.edu.ru — федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    http://zhit-vmeste.ru — Федеральный портал государственной программы РФ «Доступная среда» «Жить вместе»

         Наличие специальных средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата):

    Кабинет учителя- логопеда содержит:

    — материалы и игры по темам

    — зеркало с лампой дополнительного оснащения

    — комплект зондов для постановки звуков

    — дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

    Для коррекционной логопедической работы:

    по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

    по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

    по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

    по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

    б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

    в) картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упраженения на релаксации.

    г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

    — картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

    — логопедические альбомы для обследования

    — предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

    — настольно-печатные дидактические игры

    — алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

    — методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

    Кабинет учителя- дефектолога содержат:

    — материалы и игры по темам

    — предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

    — настольно-печатные дидактические игры

    — алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

    — методическая, дидактическая, справочная и художественная литература

    Кабинет педагога-психолога

    В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен  в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи. В распоряжении педагога-психолога:

    — интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;

    — мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) в музыкальном зале; -переносная мультимедийная установка;

    — музыкальные центры (музыкально-спортивный зал);

    — магнитофоны (в каждой возрастной группе)

    — Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. Во время проведения занятий,  где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,  применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия  информации воспитанников с различными нарушениями.

    Технические средства для индивидуального обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ . Это:

             мультимедийный комплекс (проектор и экран),

             интерактивная доска,

             телевизор,

             видеоплеер,

    Сенсорная комната:

    -фибероптический модуль «Солнышко»

    -подушка большая «Эгоистка»

    -набор массажных мячиков

    -декоративная подушка с гранулами

    -LED-панель 40

    -флуорисцентная панель для рисования

    -мягкий конструктор «Улыбка»

    -Светодиодное дерево

    -ортопедическая дорожка

    -зеркальный шар

    -воздушная пузырьковая колонна

    -дидактический стол

    -детские физкультурные тренажёры

    — мягкий сенсорный бассейн с мячами.

    стол с песком и подсветкой

    Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное  по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.